182754202 Кузанский Н. «Философ и простец» 050115 1420
«Если бы кто достиг точности в одном, он достиг бы Бога, который есть истина всего познаваемого. Как В ЧИСЛЕ РАЗВЕРТЫВАЕТСЯ ЕДИНСТВО, в движении покой, во времени вечность, в сложности простота, во времени настоящее, в величине точка, в неравенстве равенство, в различии тождество. Гармоничное отношение, есть единство, которое нельзя понять без числа. Символическое первое подначальное, мы называем числом, потому, что число есть субъект соразмерности, а соразмерность, есть место для формы. Число вещей, есть сами вещи. Круг в уме, есть первообраз и мера истины для круга, начерченного на Земле. Ум мыслит, потому, что находится в движении, причем началом движения, является впечатление, а его завершением, понимание. Точка, поскольку она является границей, неделима, так как не может быть границы у границы. Точка не количественна и количество не может составляться из точек, так как оно не может быть составленным из того, что лишено количества». 050115 2106
062827701 Декарт Р. « Картезианские размышления» 050115 1043
«МИР – ЭТО ТО, ЧТО Я ПОНИМАЮ». «Я мыслю, следовательно, существую». «…что бы мы ни говорили о Боге и человеке и как бы ни мыслили себе так называемую первопричину, все равно речь идет не о прошлом и не о будущем, речь идет о настоящем». 150115 1343
162453301 Кант И. Критика чистого разума 050115 2032
«Основной вопрос состоит в том, что и насколько может быть познано рассудком и разумом независимо от всякого опыта, а не в том, как возможна сама способность мышления». «По мнению Платона, идеи вытекают из ВЫСШЕГО РАЗУМА и отсюда становятся достоянием человеческого разума, который, однако, утратил теперь свое первоначальное состояние и вынужден лишь с трудом восстанавливать путем воспоминаний (которые называются философией) свои старые, теперь весьма потускневшие идеи». «Все многообразие вещей есть лишь столь же многообразный способ ограничения понятия высшей реальности, составляющего общий субстрат вещей, подобно тому, как все фигуры возможны лишь как различные способы ограничения бесконечного пространства. Поэтому предмет идеала разума, находящийся только в разуме, называется также первосущностью или, поскольку он стоит выше всего, высшей сущностью, а поскольку все подчинено ему как обусловленное – также сущность всех сущностей». 050115 2134
072433601 Гегель Г. История философии. Книга первая. 060115 2230
«Задача философии заключается в том, чтобы вопреки рассудку, показать, что истинная идея не состоит в пустых общностях, а в некоем всеобщем «бытии», которое само в себе есть особенное, определенное». «Первый способ возникновения СТУПЕНЕЙ МЫСЛИ — выведение последовательных форм, изображение мыслимой, познанной необходимости определений, является задачей и делом самой философии». 060115 2330
172855601 Гегель Г. «История философии» Книга вторая 050115 1100 «… у Сократа и Платона МЕРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, поскольку он – мыслящий и дает себе всеобщее содержание. Здесь, следовательно, высказано то, великое положение, вокруг которого отныне все будет вращаться, так как дальнейшее движение философии лишь разъясняет его, и смысл этого положения заключается в том, что разум есть цель всех вещей». 050115 1300
152866701 Гегель Г. «История философии» Книга третья 060115 0800
«… предметом философии служит … в себе и для себя чистый, АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ и его деятельность внутри себя». «Знание о том, что такое есть дух в себе, после того как он путем разложения всего конечного достиг примирения внутри себя. Этот вечный покой духа внутри самого себя и составляет теперь его предмет; он знает об этом и стремится мыслительно определить и развить этот свой покой. В этом содержится также принцип эволюции, свободного развития, все другое вне духа носит лишь конечный характер и разлагается». «Основной идеей стало мышление, мыслящее само себя, тожественное со своим предметом, с мыслимым, как единство обоих». 050115 1001
192632201 Гегель Г. «Наука логики» 050115 0941
«Стало быть, если абсолютное было вначале определено как бытие, то теперь оно определено как сущность. Познавание не может вообще ограничиться многообразным наличным бытием, но оно не может ограничиться и чистым бытием». «Когда налицо все условия какой-нибудь сути, она вступает в существование. Суть есть раньше, чем она существует, а именно, она есть, во-первых, как сущность или как необусловленное; во-вторых, она обладает наличным бытием или определена, и определена рассмотренным выше двояким образом: с одной стороны, в своих условиях, а с другой - в своем основании». «Понятие, достигшее такого существования (Existenz), которое само свободно, есть не что иное, как Я, или чистое самосознание. Правда, я обладаю понятиями, т. е. определенными понятиями, но Я есть само чистое понятие, которое как понятие достигло наличного бытия». «Абсолютное - это единство внутреннего и внешнего». 050115 2253
0826442301 Соловьев В. «Философские начала цельного знания» 060115 1045
«Первый вопрос, на который должна ответить всякая философия, имеющая притязание на общий интерес, есть вопрос О ЦЕЛИ СУЩЕСТВОВАНИЯ». «Личный вопрос необходимо превращается в вопрос общий: спрашивается – какая цель человеческого существования вообще, для чего, на какой конец существует человечество? Общая и последняя цель требуется нашим сознанием, ибо очевидно, что достоинство частных и ближайших целей человеческой жизни может определяться только их отношением к той общей и последней цели, для которой они служат средствами; таким образом, если отнять эту последнюю, то и ближайшие наши цели потеряют всю свою цену и значение, и для человека останутся только непосредственные побуждения низшей, животной природы». 060115 1140
17277903 Гуссерль Э. «Философия как строгая наука» 060115 1110
«Философия по своей исторической задаче высшая и самая строгая из наук, - философия, представительница исконного притязания человечества на чистое и абсолютное познание (и, что стоит с этим в неразрывной связи, на чистую и абсолютную оценку (Werten) и хотение), не может выработаться в действительную науку». «Толчок к исследованию должен исходить не от философии, а от вещей и проблем, философия же по своей сущности есть наука об истинных началах, об истоках, о (...). Прежде всего она не должна успокаиваться, пока не достигнет своих абсолютно ясных начал, т.е. своих абсолютно ясных проблем, в самом смысле этих проблем предначертанных методов и самого низшего слоя ясно данных вещей». «Философия в своей научной работе принуждена двигаться в атмосфере прямой интуиции, и величайшим шагом, который должно сделать наше время, является признание того, что при философской в истинном смысле слова интуиции, при феноменологическом постижении сущности открывается бесконечное поле работы и такая наука, которая в состоянии получить массу точнейших и обладающих для всякой дальнейшей философии решительным значением познаний без всяких косвенно символизирующих и математизирующих методов, без аппарата умозаключений и доказательств». 060115 1242
102743702 Лосский Н. «Мир как органическое целое» 050115 1340
«Ранее было установлено, что ни одно философское направление не может обойтись без ИДЕИ ТАКОГО ЦЕЛОГО, что эта идея выступает явственно на верхах или низах всякого мировоззрения». «Лишь учением о субъекте, как сверхвременном и сверхпространственном деятеле (субстанции), может быть объяснено то, каким образом он способен охватить единым взором сложное содержание предмета». «Субъект (Я) есть субстанция, и притом субстанция не только познающая, но и живая, творящая новое бытие». 050115 2030
062827701 Судзуки Д. «Основы дзен-буддизма» 060115 0638
«… сущность дзэна … его цель – посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он СТАЛ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ГОСПОДИНОМ. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзэн-буддизма». «Что связано с внешней стороной, в дзэне отрицается, так как единственный авторитет в нем – это наша собственная внутренняя природа». 060115 0750
12202903 Бердяев Н. «Дух и реальность» 050115 0900
«В центре моей мысли…, в сущности, одна проблема – проблема человека, его назначения, оправдания его творчества. Я вижу два первых двигателя в своей внутренней жизни: искание смысла и искание вечности…Однажды на пороге юности я был потрясен мыслью: пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу всю жизнь исканию этого смысла. Есть лишь один вопрос и одна сфера познания». 050115 1115
072 Ек Бердяев Н. «О назначении человека» 060115 0000
«Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человек есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение». «Есть лишь один вопрос и одна сфера познания. Во всем детальном, частном, отдельном я вижу ЦЕЛОЕ, ВЕСЬ СМЫСЛ мироздания». «Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу». 060115 0400
212876802 Хайдеггер М. «Бытие и время» 050115 1800
«БЫТИЕ, как основная тема философии, не род сущего, и все же оно затрагивает всякое сущее. Его "универсальность" надо искать выше. Бытие и бытийная структура лежат над всяким сущим и всякой возможной сущей определенностью». «Что значит "бытие"? только тогда, когда вообще впервые снова будет пробужден вопрос о бытии и достигнуто поле, поддающихся контролю разборов». При этом обнаруживается, что античное толкование бытия сущего ориентировано на "мир", соотв. "природу" в широчайшем смысле, и что оно, по сути дела, получает понимание бытия из "времени" доказательство обязательности вопроса о смысле бытия». 050115 2415
012 Ек Ясперс Т. «Введение в философию» 060115 0010
«Всякая философия определяется посредством своего осуществления. Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться философствовать». «Можно говорить о философии в следующих формулировках — ее смысл в том, чтобы: увидеть действительность в самом ее истоке; постигать действительность таким же способом, каким я, мысля, имею дело с самим собой во внутреннем действии; открывать нас для широты Объемлющего; осмелиться на коммуникацию МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ, опираясь на всякий смысл истины, который возникает в любящей борьбе; непрестанно и терпеливо сохранять разум бодрствующим, находясь перед лицом того, что наиболее чуждо разуму и противится ему». 060115 0125
052722502 Шредингер Э. «О детерминизме и свободе воли» 050115 2200
«Что же такое это Я? Если вы будете пристально анализировать это я, то я думаю, вы придете к заключению, что оно представляет собой все же нечто большее, чем простой набор отдельных восприятий и воспоминаний, и служит именно той канвой, на которой они накопляются. При внимательном самонаблюдении вы неминуемо придете к выводу, что то, что вы принимали за я, - это и есть основа, на которой собираются все эти переживания» 050115 2400
0826442301 Лосев В. «История античной эстетики» 050115 1530
«Можно сказать, что греческая мифология завещала всей античности представление о гармонии как о принципе космического упорядочения». «…гармония в период классики мыслится не антропоморфно, но понятийно». «Гармония, по Гераклиту, есть общая основа мира и мышления о нем». «Гармония у пифагорейцев тесно связана с их пониманием ЧИСЛА – ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ ВСЕГО пифагорейского учения в целом, число – диалектическое понятие, истолковываемое как синтез, как объединение предела и беспредельного». «Платон выдвинул универсальное понимание гармонии, в одинаковой степени относящееся как к строению космоса, так и к нравственной и вообще духовной жизни человека. Во всех этих областях гармония – основа красоты». «…мировая гармония для христиан – это тоска по неосуществленному до конца из-за грехопадения человека божественному плану. Христианин не видит и не мыслит гармонию, а верит в ее существование». 050115 1605
112733202 Мамардашвили М. «Лекции по античной философии» 050115 2100
«Что такое философия? Корни ее совершенно явно уходят в тот способ, каким человек случается и существует в мире в качестве человека, а не просто в качестве естественного – биологического и психического – существа. Это "человеческое» в человеке есть совершенно особое явление: оно не рождается природой, не обеспечено в своей сущности и исполнении никаким естественным механизмом. И оно всегда лицо, а не вещь. Философия имеет самое непосредственное, прямое отношение к способу существования (или несуществования) этого странного явления». «Философия имеет особое отношение к способу возникновения и существования человеческого феномена, поскольку он зависит от САМОСОЗИДАНИЯ. Поэтому можно сказать так, человек есть в той мере, в какой он хочет им быть». «… первая мысль в философии состояла в том, что есть какая-то другая жизнь (не наша повседневная, где все рассеивается), и в ней воспроизводится осмысленная целостность, но это – там, то есть в каком-то другом времени, в другом пространстве, и у этой жизни есть свои законы». 050115 2300